Тест-драйв Asics Gel-Stratus. Сравнение с аналогами
Asics Gel-Stratus — кроссовки, интересные по двум причинам:

Они относятся к самым лучшим амортизирующим кроссовкам Asics (наряду с Gel-Cumulus и Gel-Nimbus), но, при этом, являются самыми простыми и доступными в классе. Это позволяет им претендовать на роль универсальных кроссовок, верных боевых друзей, в которых можно сразу после покупки выполнять привычные беговые нагрузки, не беспокоясь о мозолях, о качестве, об амортизации, и о том, не помешает ли какая-нибудь высокотехнологичная фишка нормальному бегу.
Asics Gel-Cumulus и Gel-Stratus — всемирно известные кроссовки, которые ранее не завозились в Россию. Они впервые появились в Москве в магазине Japan Sport и сразу стали хитом продаж. В связи с прорывом этих моделей на российский рынок, есть основание надеяться, что количество поклонников Asics возрастет. Ранее многие бегуны недолюбливали Asics за их «чрезмерную технологичность»: они настолько технологичны, что в них нельзя нормально бежать. На самом деле, на полках магазинов были представлены лишь модели категории «Стабильность», предназначенные для людей с избыточной пронацией. Поэтому защита от пронации просто мешала бежать людям с нормальной или недостаточной пронацией.
Кроссовки Asics делятся на серии Performance (для серьезных тренировок) и Active (для активного отдыха). Nimbus, Cumulus и Stratus — представители класса Performance.
Кстати, Stratus, Cumulus и Nimbus — это названия разных видов облаков на латыни. Хорошее сравнение: эта обувь действительно ведет себя как облако в детских мультиках: амортизирует и не вмешивается в движение. Модели отличаются между собой степенью проработанности/технологичности, а практика показывает, что каждая модель имеет определенный верхний предел веса бегуна: для Strarus максимальный вес до 80 кг, для Cumulus - до 100 кг, для Nimbus - выше 100 кг. При этом бегун весом 60 кг может бегать в любой обуви.


Личная история автора

Я довольно много бегал во внедорожниках Asics (Gel-Tioga, Gel-Enduro со 2-го по 5-е поколение), чем часто вызывал недоумение других бегунов: «Внедорожники по асфальту? Они же жесткие!» или «Внедорожники на соревнованиях? Возьми хотя бы полумарафонки!». Ответ был один: «Лучше них ничего нет!»
Действительно, внедорожники весят не больше других кроссовок, их подошва вполне приспособлена для асфальта (по меньшей мере, подошва Asics Gel-Enduro ведет себя так же, как и подошва любых асфальтовых кроссовок), они прочные и не умирают раньше своего срока, а, главное, они достаточно амортизируют и не вмешиваются в движение.

Множество других кроссовок доставляло дискомфорт при беге (Asics GT-2070, Asics Gel-1110, Asics Gel-Trainer, Mizuno Wave Phantom, Mizuno Wave Cadence). Выбор был невелик, амортизирующих кроссовок Asics практически не было, с Mizuno мне хронически не везло (вдобавок, я не сторонник хитрых пластиковых конструкций в подошве), у многих моделей Adidas верх плохо фиксирует мою ступню. Поэтому я и нашел выход во внедорожниках, обеспечивавших достаточную амортизацию и не вмешивающихся в движение.
Интересно, что я сам — типичный пример человека с чрезмерной пронацией. Но мне абсолютно не подходит обувь с защитой от пронации, зато я прекрасно себя чувствую в обуви без защиты. Поэтому появление на рынке Gel-Cumulus и Gel-Stratus — это шанс бегать в той обуви, которая разработана для меня, а не искать спасения в обуви других категорий.


Собственно, тест-драйв.
Asics Gel-Stratus 3
Вес одного кроссовка размера US 10 — 352 грамма.
Главный герой тест-драйва. Категория «амортизация», гель в пяточной и носочной части.

Asics Gel-Cumulus 11
Вес одного кроссовка размера US 10 — 340 граммов.
Более дорогой одноклассник Gel-Stratus. Легче на 12 граммов и имеет в активе технологию IGS (Impact Guidance System — система направления усилия — система канавок гибкости для более естественного движения стопы).

Asics Gel-Enduro 5
Вес одного кроссовка размера US 10 — 330 граммов.
Дешевые и прочные внедорожники, прекрасно подходящие для бега по асфальту и так же попадающие в категорию «амортизация» (не имеют защиты от пронации), обеспечивают достаточную амортизацию и имею вставку геля в пяточной части.

Nike Free Evedyday 2
Вес одного кроссовка размера US 10 — 311 граммов.
Кроссовки из совершенно другой оперы. Их оружие — абсолютная гибкость и естественность движений стопы без всякой дополнительной защиты. В данном случае я включаю их в тест-драйв для сравнения и понимания принципов, за счет которых достигается гибкость подошвы.

Амортизация и гибкость
Первая задача беговой обуви — обеспечить достаточную амортизацию для бега по асфальту. В принципе, эта задача решается куском EVA (этилвинилацетат — материал, из которого делается промежуточная подошва современных кроссовок) под стопой. Однако, сплошной кусок EVA лишает стопу естественности движений: он недостаточно гибкий и, поэтому, сильно нарушает биомеханику. Для того, чтобы, обеспечив амортизацию, вернуть подошве гибкость, а стопе — естественную биомеханику, производители используют разные «технологии» или «фишки».
Например, фишка Nike Free — множество глубоких надрезов по всей подошве. Это обеспечивает превосходную гибкость во всех направлениях:

Asics использует ту же идею, но в более ограниченном смысле, и обеспечивает не «свободу везде», а «свободу там, где надо». Например, нужна гибкость в носочной части — добавим два надреза в передней части подошвы. Нужна устойчивость в пяточной части, обеспечивающая естественность приземления — расщепим пятку на несколько независимых платформ.

Asics Gel-Enduro 4 я износил настолько, что у него отклеилась подошва. Я не упустил возможности посмотреть, как они сделаны изнутри:
Меня ждала приятная неожиданность: надрезы на внутренней стороне подошвы, способствующие лучшей гибкости! Таким образом, технология Nike, породившая целую категорию обуви, в Asics спрятана внутрь и никак не афишируется, а считается самой собой разумеющейся необходимостью.

Гибкость в носочной части Asics Gel-Enduro достаточная, в пяточная часть, в принципе, неплохо справляется с естественностью постановки стопы, но хотелось бы и в Enduro видеть классический вариант расщепленной пятки. Амортизация вполне достаточна для длительного бега по асфальту.

Избавляемся от лишних участников тест-драйва
Asics Gel-Enduro 5 и Nike Free Everyday 2 — обувь из других категорий, поэтому сравнивать их с Gel-Stratus и Gel-Cumulus для определения победителя просто некорректно, однако несколько слов про них сказать еще стоит.

Asics Gel-Enduro 5 — это хорошие кроссовки, в которых можно бегать много и уверенно. Что я и делал последние годы. Однако я практически перестал надевать Enduro на пробежки с тех пор, как у меня появились Gel-Cumulus и Gel-Stratus. Амортизация и гибкость у последних лучше и бежать в них все-таки приятнее.

Nike Free Everyday 2 — чудесная обувь, после первых шагов в которой хочется сказать: «Вау!» Однако она принадлежит совершенно другой категории обуви — обуви, бег в которой сравним с бегом босиком. Эти кроссовки нужно использовать в ограниченном объеме для тренировки мышц стопы и улучшения техники бега (и только в том случае, когда у бегуна нет проблем со стопами). Полностью переходить на эту обувь могут лишь бегуны с исключительно здоровыми ногами.

Stratus или Cumulus? Основная разница между этими кроссовками — наличие IGS у Cumulus. В принципе, Cumulus должен более чутко реагировать на все движения стопы и обеспечивать большую свободу движений. Однако на данный момент Cumulus у меня имеет больший пробег, чем Stratus, и их сравнение на данный момент может быть некорректным.

Сейчас кажется, что Cumulus действительно более чуткий, чем Stratus. Однако, вспоминая первые пробежки в той и в другой обуви, могу сказать, что Cumulus показался более дубовым. Уже сейчас можно сказать, что разница между двумя моделями незначительна, а более подробные впечатления можно будет писать, когда пробег обуви составит не 100—200 км, а 1000 км.

Резюме
Asics Gel-Stratus — добротная универсальная модель, которую можно покупать практически с закрытыми глазами всем бегунам, не нуждающимся в защите от пронации и дополнительной корректировке биомеханики с помощью кроссовок. Обувь обеспечивает достаточную амортизацию для бега по асфальту, хорошую гибкость в носке для естественности отталкивания и правильную конструкцию пятки для естественности приземления.

Asics Gel-Stratus позволяет сразу после покупки выполнять привычные беговые нагрузки без риска получения травмы из-за резкой смены обуви.

Дополнение 1. 300 км пробега в Asics Gel-Stratus
Обнаружился один недостаток: диапазон комфортной шнуровки очень узок. Нога либо болтается в кроссовке, либо шнуровка передавливает сосуды. Хорошо зашнуровать кроссовки можно (так, чтобы и нога держалась, и не сдавливалась), но это настоящее искусство, которым надо заниматься перед каждой пробежкой. Возможно, эта проблема возникает только у меня.

В остальном же кроссовки по-прежнему радуют: признаков износа нет, подошва работает хорошо. Во время бега об обуви не задумываешься — а это признак хороших кроссовок.

При этом подошва Asics Cumulus исчерпала ресурс, не пробежав и 500 км. Хотя внешне кроссовки выглядят как новые (и подходят для ходьбы), подошва стала слишком мягкой и нестабильной, она проваливается в любом направлении. Сложно сказать, в чем причина: в начале эксплуатации кроссовки вели себя иначе, а 500 км не могут привести к такому износу. Если вы так же бегаете в Asics Cumulus, поделитесь своими впечатлениями, напишите мне на andrushkaaaa@gmail.com